13.12.2023

Тропами Красной Поляны. Ачишхо

23 минуты на чтение

VK TG

Продолжение серии статей о маршрутах Красной Поляны

История Красной Поляны писалась людьми, и эти люди как ветви и корни, по-разному повлияли на то, что древо Поляны так исторически богато. Важно в этой статье перед описанием маршрута привести несколько имен, без которых, как мне кажется, история Поляны была бы не полной. Мне важно не сухо рассказать вам о маршрутах, а погрузить вас в историю места для того, чтобы походы здесь стали для вас бесценным опытом прикосновения не только к красоте природы, но и к прошлому, ведь и это в том числе делает этот маленький уголок среди гор таким уникальным.

Горные маршруты в окрестностях Красной Поляны подходят для людей, мечтающих первый раз в своей жизни отправиться в поход, благодаря удобствам курортной инфраструктуры: часть пути можно преодолеть на канатной дороге или заброситься на внедорожнике. Баллов месту добавляет ещё и транспортная доступность – прилетев в аэропорт Сочи, уже через каких-то полчаса езды по новому краснополянскому шоссе можно попасть в горный кластер. Однако, около двухсот лет назад на Поляну не только не было дороги, но и туда невозможно было попасть без местного проводника – черкеса.

ПЕРВЫЙ ТУРИСТ

В 1835 г. молодому русскому разведчику барону Федору Торнау предстояла важная экспедиция: ему требовалось разведать местность в долинах рек Мзымта и Сочи, собрать информацию и описать карту для дальнейшего освоения Черноморского побережья Кавказа и строительства военных укреплений. Дело в том, что по завершению русско-турецкой войны, в 1829 году был заключен Адрианопольский мирный договор, по которому восточное побережье Черного моря отходило Российской империи.

Маршрут разведчика Торнау шёл через горы и осложнялся тем, что проживавшие на этих территориях горские народности были воинственными и очень свободолюбивыми и не считали себя чьими-то подданными – ни турецкого султана, ни русского царя. Соответственно, до героя нашего рассказа эти места не видели ни одного русского солдата. Секретная разведывательная миссия Торнау была с успехом выполнена несмотря на все сложности; чтобы не быть узнанным, ему пришлось перевоплотиться в чеченского абрека Гассана. Переход через горы был тяжел, сапоги разбивались, ноги кровили, но надо было молча идти и не отставать от проводников черкесов, которые переносят боль молча. Можно сказать, что русский разведчик стал первым туристом, который с помощью местных гидов (черкесов) прошел горными тропами маршрут от Псебая до Красной Поляны, через горы к морю.

Уже в советское время было несколько разработанных маршрутов, которые вели через горы к морю, некоторые из них существуют до сих пор, о них я вам обязательно расскажу в следующих статьях. Хочу чтобы вы представили, какая была Поляна в 1835 году. Это самое первое зафиксированное описание этого места. А описал её уже известный вам барон Торнау.

«Кавказ богат красотами природы, но я помню мало мест, которые могли равняться по живописному виду с долиною Мдзимты. Пролегая на расстоянии тридцати пяти вёрст от Главного хребта до гребня Чёрных гор, идущего параллельно морскому берегу, она ограничивается с двух сторон рядами высоких неприступных скал, защищающих Ачипсоу с севера и юга. В этой глубокой котловине течёт быстрая Мдзимта,
образующая бесчисленное множество водопадов. По обе стороны реки раскиданы купы домов и хижин, огороженных тёмною зеленью садов, виноградниками, посевами кукурузы, проса, пшеницы и свежими бархатными лугами. По мере удаления от берегов постройки и обработанные участки земли заменяются вековым лесом, который окаймляет бока гор, упирающихся в красноватые зубчатые скалы. Через отрог Чёрных гор, перегораживающих реке путь к морю, она прорывается в тесные скалистые ворота, образующие неприступный проход со стороны юго-запада. (тут Торнау имеет в виду ущелье Ахцу - Н.П)”

ПЕРВАЯ ДОРОГА В КРАСНУЮ ПОЛЯНУ

Ущелье Ахцу защищало жителей Красной Поляны от непрошенных гостей. Александр Старк, энтомолог, один из первых переселенцев на побережье Сочи, совершивший более ста экспедиций по окрестностям с целью изучения насекомых Западного Кавказа, пробираясь в 1882 г. к Красной Поляне, в своем дневнике пишет:
«Ахцу – хребет опять известковый. Мдзимта промыла через него своё ложе, образовав глубокую, грандиознейшую теснину. Стены этой теснины почти отвесно поднимаются на несколько тысяч фут над рекою. Шум реки, падающей с камня на камень, ясно, несмотря на значительное расстояние и небольшую воду, достигает до нас. Тляходыг уверяет, что там, внизу, такая страшная теснина, что даже птицы не летают и куницы не бегают, и лишь шайтан один может пройти.”

Читая дневниковые записи людей, которые были первопроходцами по этой дикой территории, понимаешь насколько нам повезло. Сейчас скоростное шоссе связывает море и горы. Раньше путь от побережья до Красной Поляны при хорошей погоде составлял один-два дня, а в зимнее время туда вообще невозможно было добраться, до тех пор пока не была построена дорога. Спроектировал и руководил стройкой талантливый инженер В.К. Константинов, самым тяжелым участком стройки был участок через ущелье Ахцу, которое раньше проходили только по верху. К слову, он же - Константинов был не только инженером, но и краеведом и впоследствии стал председателем Сочинского отделения Кавказского Горного Клуба, просуществовавшего с 1902 по 1917 год. В первой части моего цикла “Тропами Красной Поляны”, я рассказывала о том, что первые походы для приезжих туристов были организованы членами этого самого Горного Клуба в 1909 году. Видите как все интересно взаимосвязано и важна каждая историческая деталь для понимания формирования Красной Поляны, которую мы знаем и любим сейчас.
Ещё одно имя, связанное с Поляной, – Э.Мартель. Вот что писал в своих воспоминаниях французский ученый, который в 1903 году приехал в эти места для гидрологических исследований по приглашению Министерства земледелия.
“Лес кончается и перед глазами вдруг появляются колоссальные ворота Ахцу. ... Погружение дороги в узкую расселину на дне ущелья, почти на уровне (на 15- 20 м выше) Мзымты производит захватывающее впечатление. ... это одно из самых прекрасных известняковых ущелий, которые я только видел, нечто вроде Виа Мала (ущелье в Швейцарии - Н.П), имеющее только тот недостаток, что оно слишком короткое. Длина его около двух километров. Строительство дороги, буквально вырубленной в скале, делает честь таланту г-на Константинова. Ущелье Ахцу – это, конечно, одна из достопримечательностей Кавказа.”

Участок новой скоростной дороги, которая была построена к олимпиаде, проходит по туннелю чуть правее самого ущелья и составляет около трех километров. Мы не видим всей красоты ущелья, но зато наша поездка становится более безопасной, потому что именно этот участок старой дороги называли “Пронеси, господи” из-за частых камнепадов. Своими воспоминаниями о поездке по нему я делилась в статье “Встреча с Красной Поляной”. И ещё раз повторю тут, что ходить по этому участку дороги крайне опасно, маршрут запрещенный, регулярно случаются камнепады, гиды-любители, которые водят туда, не понимают, насколько это опасно.

ВАША ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА С КРАСНОЙ ПОЛЯНОЙ

Если вы впервые поедете на Красную Поляну, советую взять машину на прокат, так как старая дорога, проходящая через сёла, и потрясающей красоты Ахштырское ущелье, над которым находится скайбридж, до сих пор поражает, а возле остановки Монастырь есть оборудованная смотровая площадка, с которой открывается вид на ущелье Ахцу. Если вы поедете по новому шоссе, то после выезда из туннеля Ахцу будете поражены не меньше, чем все путешественники прошлого:  романтики и атмосферности открывающемуся виду добавляет уникальный вантовый мост.

Французский ученый, был поражен гармоничностью Красной Поляной, которая на тот момент выглядела, как безлесая котловина среди гор, с плоским дном. Он был очарован и восхищен, о чем и писал в своих воспоминаниях.
“Такова в общих чертах эта прекрасная и исполненная покоя Красная Поляна, редкий оазис в горах, где царит только природа, дарящая
радость глазам и спокойствие духу. Я хотел бы вновь увидеть эту чудесную местность, когда будет закончено ее экономическое и туристическое превращение. Но покажется ли она мне столь же гармоничной, как в полудиком состоянии, в каком я ее застал во время моего не столь долгого пребывания?”

С начала двадцатого века Поляна уже приняла туристический вектор. Благодаря влюбленным в неё краеведам и энтузиастам. Участники того же Горного клуба, о котором упоминалось выше, ходили в походы, изучали флору и фауну Черноморского побережья Кавказа, археологию, быт коренного населения, они же стали организовывать первые походы в горы для других туристов.
В одном из первых путеводителей "Сочи и Красная Поляна с окрестностями", вышедшем в 1911 г. авторства С.П. Дороватовского, описаны экскурсии (маршруты) в горы, по которым можно было пойти самостоятельно, при условии опыта хождения по горам. Тогда подъем в горы с целью полюбоваться красотой, назывался экскурсией, а с познавательной или исследовательской целью назывался экспедицией. Сергей Павлович в этом путеводителе подробно описывает маршруты, которые начинаются от Красной Поляны: сразу чувствуется, что проходил он их сам на своих двоих. Конечно, с того времени тропы изменились, но важные ориентиры в его описание угадываются и сейчас. Читая главу “Экскурсия на Ачишхо” становится понятно, что это был хит летнего горного сезона: “Ни на одной из гор, окружающих Красную Поляну, не бывает так много посетителей, как на Ачишхо.”

А ещё он описывает этот маршрут как легко доступный и проходимый. Многие туристы, которые ходили со мной, думаю, с ним бы не согласились: набор высоты до озера Зеркального составляет около 1000 м (чтобы было понятно, это 330 этажей), для не очень тренированного человека – это целое испытание.
Я не буду вам так подробно описывать маршруты на Ачишхо, Аибгу и Псеашхо, по минутам и по шагам, как это сделано в путеводителе 1911 г. Сейчас все маршруты промаркированы, а также у всех вас есть возможность пользоваться навигационными картами. Моя задача дать вам рекомендации, советы, благодаря которым вы бы смогли правильно спланировать свой приезд и отдых в Поляну, чтобы не получилось так, что вы купили билет на самолет на середину мая и рветесь в горы, на популярный карниз Бзерпи, а там ещё лежит снег и маршрут закрыт.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Маршруты Кавказского Заповедника открываются в середине июня, когда основная часть снега тает. Июнь и июль – это дождливые месяцы, август – жаркий. Сентябрь – очень комфортный для походов, но учитывайте, что ночами становится холоднее и день короче, а в октябре бывает выпадает первый снег, но в течение недели тает. В основном маршруты закрываются, когда ложится устойчивый снежный покров, это происходит после праздничных выходных в ноябре. Остаются действовать зимние маршруты, но хребет Ачишхо не входит в этот список.
Маршрут на гору Ачишхо называется “К Ачипсинским водопадам” и обозначен Кавказским заповедником No 13, на него есть два разрешенных пути: классический, от урочища Рыбино, и второй вариант – по грунтовой дороге через Хмелевские озера.

Его можно пройти как за один день или запланировать ночевку возле озера Зеркального. Ночевать в заповеднике можно в специально отведенных и благоустроенных под палатки местах, и ходить только по разрешенным тропам, они поддерживаются в состояние проходимости и промаркированы, поэтому следуя им, вы точно попадете на хребет Ачишхо, не сойдете с исчезнувшей тропы и не заблудитесь, а такое бывает часто.

В летний период МЧС ежедневно ищет заблудившихся туристов, которые решили пойти другим путем. Вы должны понимать, что если тропа указана на навигационной карте приложения, не факт что она в хорошем состоянии: на неё мог сойти сель или оползень, например. А также указанная тропа может завести в непроходимые места, может идти через скальный участок, и тут нужно обладать навыками свободного лазания, может проходить через реку, брод через которую бывает опасным, или идти по узкому хребту – всего этого вы можете не увидеть на указанной пунктиром тропе в приложениях с навигационными картами. Поэтому всегда придерживайтесь промаркированной тропы.

ОДНОДНЕВНЫЙ ПОХОД НА АЧИШХО

Вы решили, что с ночевкой вам рановато, но вы готовы попробовать однодневный поход.

Для этого вам нужна треккинговая обувь, это обязательный элемент. Неровная и местами скользкая поверхность троп требует специальной подошвы, которая позволит вам чувствовать себя комфортно, не боясь поскользнуться и упасть. Также желательны трекинговые палки: они очень хорошо разгрузят колени и подстрахуют вас на спусках вниз. В одежде придерживайтесь принципа многослойности, чтобы снимать лишнее, если жарко, и надевать, если холодно.
Вам нужен будет небольшой рюкзак, куда вы положите флиску, мембранную куртку, крем от солнца, аптечку, перекус, бутылочку с водой, если есть возможность, термос с чаем и фонарик. Вы можете не рассчитать свои силы и возвращаться, когда уже будет темно (несмотря на длинный световой день летом).

Заранее купите билет в заповедник, на официальном сайте или в магазине Альпиндустрия, его стоимость 300 руб. на человека на один день, дети до 7 лет бесплатно, от 7 до 14 лет – 150 руб. Накануне обязательно зарегистрируйте себя и свою группу в МЧС по тел.: 8 (862) 24 32 308. Никогда не ходите по одному, это небезопасно. Вдвоем, лучше втроём, а ещё лучше с гидом-проводником, если вы вообще не ориентируетесь в пространстве, и у вас нет никакого опыта хождения по горным маршрутам.

Выходить на маршрут лучше не позднее 7-8 утра. Чтобы найти начало маршрута, введите в навигационных картах координаты 43.698868,40.180524. Тут можно оставить машину, если вы приехали на ней, сам же маршрут начинается вот тут: 43.699643,40.181696. От этого места идет тропа, двигаетесь вверх по ней до информационного щита Кавказского заповедника, а оттуда по маркированной тропе, придерживаясь реки Бешенки, которая должна шуметь справа, сначала вы дойдете до купели 43.709642,40.177506, а потом до места стоянки, оборудованного импровизированными лавочками. Тут можно передохнуть, сходить к ручью, умыться и попить. Спуск к нему слева, если смотреть вперед на предстоящий путь. До озера вам осталось примерно три километра подъема и набор 800 м высоты. От стоянки начинается уже более резкий зигзагообразный подъем через лес и набор высоты, ваш следующий ориентир – поляна с большим камнем 43.720457,40.168071

Тут есть возможность набрать воды из родника, родник, как правило, обозначен на картах капелькой и находится на левой тропе от камня. Затем вам нужно вернуться обратно к камню и идти по правой тропе, она и приведёт вас к озеру 43.727335,40.173391. 
В целом от начала маршрута до озера Зеркального 5,3 км, а набор высоты 1050 м. При хорошем темпе это расстояние преодолевается за три-четыре часа.

Рядом с озером находится благоустроенное место отдыха и ночевки. В районе озера с северной и южной стороны хребта в районе оз.Зеркальное находятся смотровые площадки с видами на хр. Аибга (2509 м.) и г. Чугуш (3238 м.), г. Ассара (2631 м.). На озере всегда находится смотритель, который следит за стоянкой, проверяет пропуска и консультирует туристов по дальнейшему передвижению. Здесь вы можете перекусить и, проанализировав свои силы, понять хотите ли вы идти дальше по тропе, которая идёт до Ачипсинских водопадов 43.727373, 40.14658

От водопадов тропа поднимается в северный цирк г. Ачишхо, куда тоже возможно подняться, если остались силы.

Всегда анализируйте свои силы не с точки зрения “последнего рывка”, а держа в голове предстоящий обратный путь: он идёт по пути вашего подъема и тоже требует концентрации и сил. Вам также предстоит набор высоты обратно до озера Зеркального и спуск, который, конечно, для нетренированного походами в горы человека, является достаточно серьезной нагрузкой на коленные суставы, тут вам очень пригодятся треккинговые палки. Важно – обратно возвращаемся тем же путем, которым пришли. Или же от озера Зеркального доходите по тропе до Хмелевских озер, а от них уже спускаетесь по грунтовой дороге, этот вариант особенно подходит, если уже стемнело, и вы не рассчитали своих сил. Спуск по грунтовой дороге более плавный и понятный, чем спуск через лес. Не нужно пытаться сократить, пойти по другим тропам, обозначенным на навигаторе, даже если устали: эти два пути – самые безопасные.

ДВУХДНЕВНЫЙ ПОХОД НА АЧИШХО

Если вы вдруг захотите пойти на Ачишхо с одной или двумя ночевками, то лучше всего вам заброситься на внедорожнике по грунтовой дороге, которая идет от Красной Поляны до Хмелевских озер, оттуда по лесной тропе с большими рюкзаками вам будет удобно дойти до места стоянки на озере Зеркальном, в течение часа вы преодолеете два километра и уже пообедать сможете с видом на Кавказский хребет. Сама стоянка с местами для ночевок оборудована настилами для палаток, деревянными туалетами и огорожена электрозабором, защищающим ваш сон от непрошенных гостей.

И ещё, большая просьба: не оставляйте мусор и не выбрасывайте еду, берите и варите столько, сколько съедите, а остальное всё уносите с собой. Пожалуй самое важное правило в походе “после себя только примятая трава”, забираем всю свою еду и мусор, в том числе и органический (кожурки от бананов и других фруктов, скорлупки от яиц), а также бумажки и салфетки. А если видим, что кто-то оставил после себя, забираем и чужой мусор, поэтому можете взять для этого дела перчатки и пакеты с запасом.
Для первого раза всё снаряжение (рюкзаки, палатки, треккинговые палки, спальные мешки) можно взять в прокат, например, в магазинах Альпиндустрии, которых на Поляне четыре. А если вы после своего первого похода поймете, что готовы ходить в горные походы чуть ли не каждые выходные, то тогда смело покупайте свое личное снаряжение.
Ещё немного расскажу вам про природный объект, который упоминается у меня в описание, это Хмелёвские озера.

Встречаются люди, которые ожидают увидеть водоемы не меньше чем оз. Рица, и разочарованно называют их болотца. Возможно они не выглядят
как озера, но в них есть особая красота. Памятник природы «озера Хмелевского» занимает площадь 70 га. Они лежат в лесной зоне, и из-за стоячего характера озерных вод на них обильно распространена уникальная водно-болотная растительность. В районе этих озер есть отличные деревянные смотровые площадки, на которых приятно отдохнуть и полюбоваться видами гор.
Мой вам совет, если вы не уверены в своих физических силах, но очень хотите за один день побывать на маршруте No 13, я рекомендовала бы воспользоваться заброской туда и обратно. Таким образом вы и Хмелевские озера увидите, погуляете и подышите лесным воздухом на высоте 1800 м, и сможете дойти до озера Зеркального и пройти все смотровые площадки, которые расположены по кругу увидев панораму гор.
Осталось добавить про метеостанцию, которой уже нет возле озера, но которую почему-то все ожидают увидеть, это излишки информации в интернете. Долгое время на западном плече хребта работала метеостанция «Ачишхо». Она была основана в сентябре 1929 г., а в 1988 г. была закрыта. Необходимость метеорологических наблюдений была вызвана тем, что Ачишхо находится в зоне влажного климата – годовое количество осадков составляет 3000 мм, а толщина снежного покрова достигает 10 м.

Постаралась подробно рассказать о маршруте на хребет Ачишхо. В следующей своей статье я расскажу о сверхпопулярном и очень доступном маршруте, который находится на хребте Псеашхо.

 

 

Номер заказа:

Если возникли вопросы:

Наличие в рознице

Товар на заказ

Товар, который Вам понравился, сейчас находится в нашем розничном магазине, и мы постараемся его привезти специально для Вас. Срок доставки, а также ее стоимость Вам рассчитает наш менеджер при подтверждении заказа.Обратите внимание, мы привозим товары только по полной предоплате, а доставка в таких случаях всегда платная.

Город

Мои вишлисты

Подождите, пожалуйста...

Авторизация

Вход по номеру телефона

не указан телефон

Через соц.сети:

неверный e-mail
Заполните поле

Корзина

Всего:
0 товаров

Подождите, пожалуйста...

Ваша корзина пуста

В магазин

Итого без учета доставки:
0 ₽

Корзина

Всего:
0 товаров

Всего:
0 товаров

Стоимость товаров:
0 ₽

Оформление

01. контактные данные

ФИО
Почта
Телефон
Название организации
Юридический адрес
ИНН
КПП
Р/С
К/С
Полное наименование банка
БИК
не указан телефон

vk yandex google
неверный e-mail
не указан пароль
vk yandex google
не указано имя
не указана фамилия
неверный e-mail
не указан телефон

02. Информация о доставке

Укажите город доставки
Для выбранного города нет доступных способов доставки. Для уточнения возможных вариантов доставки свяжитесь с нами sale@alpindustria.ru, 8 800 775 16 30 (звонок по России бесплатный)

Выберите способ доставки:

Выберите вид доставки

Россия, Санкт-Петербург, Шпалерная 51 к1, 4 парадная, 32кв
644505

Укажите улицу
Укажите индекс
Заполните поле

Выберите время, когда вы хотите получить заказ:

выберите дату
выберите время

xxx

Режим работы

Телефон

Как доехать

Выберите пункт

Ориентировочные сроки доставки:

Стоимость доставки:

выберите магазин:

Способ доставки
Адрес
Время получения заказа

03. дисконтная карта и промокод

Если у вас есть промокод, вы можете применить его и вам начислятся баллы. Привяжите карту, чтобы воспользоваться промокодом. Условия программы лояльности.

У вас нет карты? Оформите прямо сейчас

Промо-код не существует или его срок действия истек

Промокод активирован

Номер карты:

Доступно баллов:

из

Неверный код

Код отправлен на
Окончательная скидка по клубной карте будет рассчитана при получении заказа в магазине
Промокод
нет
Карта
нет
Списано баллов
0
Скидка по карте
0

04. Информирование по заказу

Комментарий к заказу
SMS информирование
Включено
Предпочтительный способ связи
Позвонить
ФИО
Почта
Телефон
Тип доставки
Адрес
Дата доставки
Промокод
Карта
Списано баллов
Скидка по карте
Комментарий к заказу

Стоимость доставки:
900 ₽

Оплата

Подождите, пожалуйста...
Выберите вид оплаты

Нажимая "Оформить заказ", вы соглашаетесь с условиями оферты

Итого без учета доставки:
0 ₽

Пункты выдачи

Заполните поле

Город

Оформление карты

не указана фамилия
не указано имя
неверный e-mail
Заполните поле
Заполните поле
не указан телефон
Заполните поле

Хочу узнавать о закрытых акциях, распродажах, а также новых полезных статьях
Дарим 1 000 бонусов за подписку

Обязательное поле

Создаем вашу карту, это займет пару секунд

Ваша карта успешно оформлена!

Номер клубной карты:

Доступно баллов:

0

Добавлен в корзину:

Запись удалена

Вы авторизованы