04.06.2025

Маршруты для треккинга в Приэльбрусье

18 минут на чтение

Сергей Корниенко

VK TG

Эльбрус для туристов и альпинистов в нашей стране гора знаковая. Уверен, что для многих она стал первым пятитысячником, да и вообще, первой вершиной, а Приэльбрусье – первым опытом похода в больших горах.

Как-то наш коллега на вопрос, почему ему горный туризм нравится больше, чем альпинизм, выдал очень интересную мысль: «За две недели, которые альпинисты ходят верх-вниз по одному и тому же маршруту, акклиматизируются и готовятся к штурму, так вот, за эти две недели, можно сходить в отличный поход, обойти большой горный район и каждый день видеть что-то новое».

Это выражение как нельзя точно подходит к Приэльбрусье. И не важно сколько у вас времени, две недели или три выходных дня, здесь можно организовать отличный поход, каждый день удивляться и видеть новое.

Странно, но нас часто спрашивают, есть ли в Приэльбрусье медведи? Нет, в Приэльбрусье медведей нет. Там есть звери пострашнее.

Приэльбрусье очень большой и разнообразный район, здесь масса перевалов, большинство из них 1А–1Б категории сложности, но достаточно много и второй и третий категории. Одним словом, можно построить маршрут как для начинающих туристов, так и для опытных спортсменов.

Традиционно для больших гор, сезон начинается в конце июня и заканчивается в середине сентября, его пик приходится на конец июля – начало августа.

При планировании похода, нужно помнить, что часть районов Приэльбрусья попадает в пятикилометровую пограничную зону, и вам потребуется оформить пропуск. Речь идёт о районе альплагеря Узункол и верховий реки Кубань. Это ограничение в первую очередь касается тех, кто хочет сделать кольцо вокруг Эльбруса. Оформить как индивидуальный, так и групповой пропуск можно удаленно, через портал ГосУслуг, но заниматься этим нужно начинать как минимум за три-четыре месяца до начала похода, так как не всегда удается получить его с первого раза.

Приэльбрусье – высокогорный район. Строя нитку маршрута, необходимо учитывать фактор акклиматизации. Соблюдайте базовые правила:

  • перепад высот между ночевками не должен превышать пятисот метров,
  • не закладывайте на первые ходовые дни больших переходов,
  • помните, что акклиматизация к горам проходит циклически, каждые три дня организм будет лучше переносить условия высокогорья, таким образом можно постепенно повышать нагрузку.

Добираться в Приэльбрусье можно либо на самолете, через аэропорты Минеральных Вод, Нальчика или Владикавказа, либо поездом до станции Невинномысск или Пятигорск. Дальше – на такси до места старта.

Если вы начинаете с западной части Эльбруса, то вам надо в аул Хурзук, на севере стартуют от минеральных источников Джилы-су, на востоке от поселка Верхний Баксан, ну а на юге из Терскола.

В любом случае, до всех этих мест проложены отличные асфальтовые дороги, местные таксисты их хорошо знают и найти машину для заброски не составит труда. Проблема будет в том, чтобы найти машину за разумные деньги, поэтому договаривайтесь о трансфере заранее.

Начало маршрута у аула Хурзук. В ауле есть продуктовый магазин, там можно не только купить свежих продуктов на первые дни, но и организовать заброску – спросите продавца, он очень быстро найдет вам машину.

Как правило, большинство групп стартуют или с запада, от Хурзука или с севера, с Джилы–Су и далее идут вокруг Эльбруса на Юг и заканчивают маршрут либо в Верхнем Баксане, либо в поселке Эльбрус.

Начав с запада, можно, с одной стороны, посмотреть все базовые лагеря, откуда начинаются маршруты на вершину Эльбруса, и сделать полукольцо вокруг горы, а с другой стороны, не заниматься оформлением пропусков. Маршрут начинается от аула Хурзук, причем первая часть пути, до бывшей базы МЧС под перевалом Балк–Баши, это почти 18 километров по грунтовой дороге. Учитывая, что за эти восемнадцать километров нужно набрать тысячу метров по высоте, на переход закладывают целый день. Многие делят этот переход на два дня, но подавляющее большинство просто договаривается о заброске в Хурзуке.

Наиболее разумным вариантом будет проехать первую половину пути на машине, примерно до границы леса, а дальше пойти пешком – от места впадения ручья Битюктюбекол в реку Уллу–Хурзук, дорога выполаживается и дальше с небольшим уклоном идет до места стоянок.

Лагерь под перевалом Балк–Баши – довольно оживленное место: отсюда начинается маршрут подъема на Эльбрус с запада, здесь проходят многие туристические группы. В целях акклиматизации, лучше всего встать здесь на дневку. Можно пройти по пути восходителей, вдоль ручья Битюктюбекол до горы Утюг. Цель не в том, чтобы дойти до ледника, а в том, чтобы налегке набрать метров восемьсот и спуститься обратно. С той же целью можно прогуляться на перевал Кольцевой.

Подъем на Балк - Баши

Технически перевал Балк–Баши очень простой. Основная его сложность заключается в том, что его прохождение обычно попадает на третий ходовой день, а значит, вам предстоит набрать почти 1000 метров с полными рюкзаками и довольно слабой акклиматизацией. Осложняется это тем, что после спуска с перевала, придется пройти еще 4 километра до места ночевок у брода через реку Кызылкол.

Совет тут только один – выходить как можно раньше, чтобы преодолеть подъем до того, как начнется жара, не спешите на старте и почаще отдыхайте. Хорошо набитая тропа идет по гребню отрога хребта, тремя взлетами выводя на широкую седловину перевала. Если позволяет погода, на перевале стоит задержаться – с него открываются великолепные виды на Эльбрус и долину реки Кызылкол.

При желании можно подняться на соседнюю вершину: это всего-то набрать 50 метров – после проделанной работы, сущая ерунда. Спуск с перевала идет по каменистой тропе и дальше по моренам до места брода реки Кызылкол. Если вы подойдете к реке днем, когда уровень воды максимальный, то сама перспектива переправы, покажется вам весьма сомнительной. Но как только солнце начнет садиться, таяние ледников уменьшится, а уровень воды начнет падать на глазах. Переходить Кызылко нужно либо после семи вечера, либо до восьми утра – в это время уровень воды минимальный и брод не представляет какой-либо проблемы.

Шесть утра, тот самый брод. Уровень воды примерно по колено.

Переход следующего дня очень простой – через семь километров по хорошей тропе, переходящей в грунтовую дорогу, по плато Ирахиксырт, вы выйдете к северному базовому лагерю Эльбруса. Отсюда начинается маршрут восхождения на вершину с севера. Это не просто палаточный городок, здесь есть несколько капитальных строений альплагеря Лаколит, можно сходить в душ или заказать баню, работает небольшое кафе. В лагере уверенно ловит мобильная сеть Мегафон.

Небольшое отступление для тех, кто будет начинать свой поход от северного лагеря. После того, как к минеральным источникам проложили асфальтовую дорогу, это место стало доступно для абсолютно любого автомобиля и, как следствие, стало пользоваться бешеной популярностью как среди местных жителей, так и жителей соседних областей. Если вы приедете в Джилы–Су летом, в выходной день, то все кармашки на дороге будут забиты машинами желающих попить нарзан, а вокруг будет шуметь их довольно пестрый лагерь. Не нужно пугаться такому соседству, вам просто надо пройти два с половиной километра вверх, на плато, через перевал Каяэшик (перевал, так обозначен на картах, на деле вы просто наберете триста метров по грунтовой дороге), перейти через реку Кызылкол по мостику и впереди вы увидите палаточный лагерь, вам туда.

Если вы впервые в Джилы–Су, обязательно сделайте здесь дневку – стоит прогуляться как минимум до «Грибов», посмотреть на немецкий аэродром и лунную поляну. Для тех, кто начинает маршрут с севера, такая дневка поможет быстрее акклиматизироваться.

Следующим перевалом по пути на восток будет Каракайский Северный. Это не категорийный перевал, очень простой в прохождении. Чтобы выйти к перевалу, нужно спуститься к автодороге, пройти по ней примерно километр до моста через реку Каракая–Су, а после сойти с дороги и двигаться вдоль ручья, текущего из-под перевала. Со стороны Джилы–Су подъем на перевал идет двумя ступенями – первый взлет выводит в небольшую долину под перевалом, а второй – непосредственно на сам перевал. Если вы идете с северного лагеря и только начали поход, лучше не спешить и под перевалом, на берегу ручья встать лагерем. Если вы идете с запада и уже успели втянуться в походный ритм, можете сразу спуститься с перевала в долину реки Исламчат и пройти еще примерно 6 километров, до стоянок под перевалом Кыртыкауш.

Перевал Кыртыкауш соединяет верховья долины реки Исламчат и верховья долины Уллуусенчи, проще говоря, через этот перевал попадают из северного Приэльбрусья в южное. Перевал достаточно легко проходится, за два с половиной километра от верхних ночевок вы плавно, без крутых взлетов, наберете пятьсот метров и выйдете на широкую седловину перевала. На перевале есть места под палатки, но здесь редко встают лагерем, на перевале обычно неуютно, дует сильный ветер. В годы Великой Отечественной войны через Кыртыкауш солдаты 136-го запасного стрелкового полка вывели семьдесят воспитанников армавирского детского дома, о чем сообщает памятный знак на седловине перевала. Спуск идет по хорошей тропе, по травянистым склонам. Постепенно тропа переходит в грунтовую дорогу, которая идет вдоль течения реки Кыртык. Чуть выше по течению вы увидите кош, а напротив него на другом берегу реки будут очень хорошие места для стоянки.

Мостик у коша через реку Кыртык.

Дальше есть несколько вариантов движения – более простой и короткий, выходить из района через перевал Сылтран и озеро Сылтранкёль и далее, спускаться к поселку Верхний Баксан. От стоянок нужно двигаться вдоль ручья Мкяра, тропа будет постепенно забирать влево, вы преодолеете небольшой взлет, после которого тропа ещё раз повернет налево и начнется подъем на перевал. Перевал Сылтран не категорийный, подъем на него не представляет особой сложности. В нескольких местах тропу пересекают каменные россыпи, последние 200 метров под перевальным взлетом, тропа становиться заметно круче. Если вам придется проходить этот участок под дождем, будьте аккуратны, можно легко поскользнуться. С широкой седловины перевала открывается хороший вид на озеро Сылтранкёль, на его берегу, у места, откуда вытекает ручей Сылтрансу, есть много мест для палаток. Спуск к поселку идет по тропе вдоль ручья, тропа в первой половине пути достаточно каменистая, местами вплотную подходит к воде. Примерно на середине пути тропа переходит в грунтовую дорогу, ручей уходит вниз, в каньон, а вы через лес по серпантину спускаетесь в Верхний Баксан. Несмотря на то, что весь день вы будете спускаться вниз, этот участок пути выматывает не хуже подъема на перевал.

Озеро Сылтранкель на рассвете.

Второй вариант маршрута длиннее и несколько сложнее – так можно пройти через перевал Субаши в долину Ирик-чат и спуститься по ней в поселок Эльбрус.

В этом случае нужно вернуться на дорогу и двигаться вверх по долине, примерно через шесть километров нужно будет перейти на другой берег Субаши и далее двигаться по тропе ещё около трех километров до стоянок под перевалом Джикаугенкез.

При планировании похода на это место можно заложить один свободный день и, если позволит погода, радиально сходить на перевал Джикаугенкез, а если погода будет оставаться хорошей, то можно попробовать подняться на вершину Чаткара.

Сходить на Чаткару можно и со стороны перевала Ирикчат, но есть нюанс со стоянками, об этом ниже.

Подъем на перевал Субаши идет по каменистому склону, в начале подъема тропа нечеткая, позже она исчезнет окончательно, а подъем пойдет по мелкой сыпухе. Перевал технически не сложный, но что называется, противный, очень сильно выматывает, что на подъеме, что на спуске. Вообще, спортивные группы обходят этот перевал по леднику, так на порядок проще и быстрее, но без специального снаряжения, выходить на закрытый ледник опасно!

Субаши лучше проходить только в хорошую погоду. С седловины хорошо видно тропу, идущую на перевал Ирикчат. Тут нужно принять решение, идти на перевал и вставать лагерем на рыжем бугре или спускаться в долину.

Ночевки на «Рыжем Бугре»

Вообще, вся эта возня с перевалом Субаши, делалась исключительно ради ночевки на Рыжем Бугре. Eсли вам повезет и погода будет ясная, то вам откроется один из лучших видов на Эльбрус и пик Калицкого. А если не повезет, то вы запросто можете полночи держать изнутри палатки, спасая их от штормового ветра. Поэтому, если погода держится, спускайтесь траверсом по направлению к перевалу Ирикчат, выходите на перевал и слева, на рыжих скалах (так называемый «Рыжий Бугор»), будут места для палаток. А если все затягивает, выходите на тропу и уходите вниз, в долину – вскоре вдоль тропы пойдут места под стоянки.

Какой маршрут выбрать?

Если стартовать с запада или севера, то нужно закладывать примерно 10-12 ходовых дней, в зависимости от того, как много радиалок вы запланируете. Вариант с запада более насыщенный, но больше подходит для тех, кто уже бывал в больших горах и знает, как его организм реагирует на высоту. В этом плане, вариант старта с севера подойдет даже тем, кто отправляется в свой первый горный поход – тут даже высота перевалов на маршруте повышается постепенно, от самого низкого к высокому.

Если у вас только 4-5 дней, можно сходить Баксанское кольцо – кольцевой маршрут из поселка Верхний Баксан. Подъем начинают вдоль течения реки Кыртык, а выходят через перевал Сылтран и спускаются вдоль ручья Сылтрансу. Это кольцо можно разнообразить радиальным выходом на перевал Джикаугенкез.

Есть маленький лайфхак: выше уже говорилось о стоянках на берегу Кыртыка, напротив коша. Так вот, в этом коше летом можно договориться о заброске на УАЗе почти под самый перевал Балык. А с Балыка, траверсом через небольшую пологую вершину, вы выйдите на перевал Джикаугенкез и, если позволит время и погода, сходите на Чаткару. Такая заброска сможет сэкономить примерно три часа ходового времени. Ну а если у вас всего несколько свободных дней, можно прогуляться в долину Ирика, радиально сходить на перевал Ирикчат.

Экипировка

Не важно, соберитесь вы в поход на четыре дня или на две недели, в горах вам потребуется хорошее снаряжение. Конечно, в первую очередь, это обувь – вам будут нужны полноценные туристические ботинки, с хорошей фиксацией голеностопа, жесткой подошвой, мембраной и защитной резиновой окантовкой.

Будет нужен хороший мембранный комплект с влагостойкостью не ниже 20000 мм. Далеко не лишней будет пуховка: даже в августе, как только солнце начинает садиться резко хочется утеплиться. И спальный мешок желательно чтобы был с температурой комфорта в районе минус пяти.

Ультралегкие палатки в этот раз лучше оставить дома. Ваша палатка должна быть способна выдерживать средней силы ветер, так будет гораздо комфортнее ночевать под перевалами.

 

Интересных вам походов. И наше традиционное – до встречи в горах!

Номер заказа:

Если возникли вопросы:

1000 баллов на дисконтную карту

Подпишитесь на новости
и получите баллы на дисконтную карту

Заполните поле

Наличие в рознице

Товар на заказ

Товар, который Вам понравился, сейчас находится в нашем розничном магазине, и мы постараемся его привезти специально для Вас. Срок доставки, а также ее стоимость Вам рассчитает наш менеджер при подтверждении заказа.Обратите внимание, мы привозим товары только по полной предоплате, а доставка в таких случаях всегда платная.

Город

Мои вишлисты

Подождите, пожалуйста...

Авторизация

Пожалуйста, подтвердите телефон
не указан телефон




Вход по номеру телефона

не указан телефон

Через соц.сети:

Корзина

Всего:
0 товаров

Подождите, пожалуйста...

Ваша корзина пуста

В магазин

Итого без учета доставки:
0 ₽

Корзина

Всего:
0 товаров

Всего:
0 товаров

0 товаров  на сумму 0 ₽
Доставка 0 ₽
Итого без учета доставки: 0 ₽
Итого: 0 ₽

Оформление

01. контактные данные

ФИО
Почта
Телефон
Название организации
Юридический адрес
ИНН
КПП
Р/С
К/С
Полное наименование банка
БИК
не указан телефон

yandex google
неверный e-mail
не указан пароль
Пожалуйста, подтвердите телефон
не указан телефон




yandex google
не указано имя
не указана фамилия
неверный e-mail
не указан телефон

02. Информация о доставке

Укажите город доставки
Для выбранного города нет доступных способов доставки. Для уточнения возможных вариантов доставки свяжитесь с нами sale@alpindustria.ru, 8 800 775 16 30 (звонок по России бесплатный)

Выберите способ доставки:

Выберите вид доставки

Россия, Санкт-Петербург, Шпалерная 51 к1, 4 парадная, 32кв
644505

Укажите улицу
Укажите индекс
Заполните поле

Выберите время, когда вы хотите получить заказ:

выберите дату
выберите время

xxx

Режим работы

Телефон

Как доехать

Выберите пункт

Ориентировочные сроки доставки:

Стоимость доставки:

выберите магазин:

Способ доставки
Адрес
Время получения заказа

03. дисконтная карта и промокод

Если у вас есть промокод, вы можете применить его и вам начислятся баллы. Привяжите карту, чтобы воспользоваться промокодом. Условия программы лояльности.

У вас нет карты? Оформите прямо сейчас

Промо-код не существует или его срок действия истек

Промокод активирован

Номер карты:

Доступно баллов:

из

Неверный код

Код отправлен на
Окончательная скидка по клубной карте будет рассчитана при получении заказа в магазине
Скидка по клубной карте не применяется при оплате заказа от юридического лица
Промокод
нет
Карта
нет
Списано баллов
0
Скидка по карте
0

04. Информирование по заказу

Комментарий к заказу
SMS информирование
Включено
Предпочтительный способ связи
Позвонить

05. Оплата

Подождите, пожалуйста...
Выберите вид оплаты

Вы оплачиваете сразу только 25% стоимости покупки, а остаток списывается равными платежами каждые две недели


  •  ₽
    Сегодня
  •  ₽
    2 недели
  •  ₽
    4 недели
  •  ₽
    6 недель

- Остаток поделится ещё на три платежа
- Без комиссий и переплат
Первые 25% вы оплачиваете при оформлении заказа, остальные три четверти будут списываться с вашей карты каждые две недели до полной оплаты


  •  ₽
    Сегодня
  •  ₽
    2 недели
  •  ₽
    4 недели
  •  ₽
    6 недель

- Оплачивайте покупки частями - по 25% каждые две недели
- Никаких дополнительных платежей - как обычная оплата картой
  •  ₽
    Сегодня
  •  ₽
    2 недели
  •  ₽
    4 недели
  •  ₽
    6 недель

- Сейчас только 1/4 цены, остальное позже
- Покупка сразу ваша, всё удобно и быстро, никаких анкет
Нажимая "Оформить заказ", вы соглашаетесь с условиями оферты

Бесплатная доставка при заказе от 4 999 ₽

0 товаров  на сумму 0 ₽
Доставка 0 ₽
Итого без учета доставки: 0 ₽
Итого: 0 ₽

Пункты выдачи

Заполните поле

Укажите адрес на карте

Город

Оформление карты

не указана фамилия
не указано имя
неверный e-mail
Заполните поле
Заполните поле
не указан телефон
Заполните поле

Хочу узнавать о закрытых акциях, распродажах, а также новых полезных статьях
Дарим 1 000 бонусов за подписку

Обязательное поле

Создаем вашу карту, это займет пару секунд

Ваша карта успешно оформлена!

Номер клубной карты:

Доступно баллов:

0

Подарочный сертификат

Заполните поле
Заполните поле
Неверный код

Добавлен в корзину:

Запись удалена

Вы авторизованы

Товар удалён из сравнения

Добавлен в

Перейти в сравнение

Отменить

Этот сайт использует cookies, чтобы помочь улучшить ваш пользовательский опыт